Введение обновленных ФГОС
Изменения на 2025-2026 уч.год
Изменения в федеральных программах начального, основного и среднего образования с 1 сентября 2025 года — Приказ Минпросвещения №704
В Министерстве юстиции России зарегистрирован приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704, который вносит изменения в федеральные основные общеобразовательные программы, вступающие в силу с 1 сентября 2025 года. Соответствующий документ опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации.
В целях сокращения нагрузки на обучающихся определено максимальное количество контрольных и проверочных работ (в том числе ВПР). Оно не должно превышать 10% от всего объема учебного времени.
Приказом закреплен перечень (кодификатор) проверяемых требований к метапредметным и предметным результатам освоения основных общеобразовательных программ при проведении федеральных и региональных процедур оценки качества образования.
Программы синхронизированы с основным и единым государственными экзаменами: по каждому учебному предмету указан перечень элементов содержания, проверяемых на ОГЭ и ЕГЭ.
Также в программы внесено поурочное планирование по учебным предметам непосредственного применения. При этом у общеобразовательных организаций остается право по своему усмотрению использовать часы резервных уроков и определять место оценочных процедур в поурочном планировании и их количество, не превышающее установленных требований.
Установлены изменения и в части учебных предметов «История» и «Обществознание».
Так, с 1 сентября 2025 года в 5–7-х классах число часов, рекомендованных для изучения истории, составляет 3 часа в неделю: 5-й класс – 68 часов (всеобщая история), 34 часа (история нашего края); 6-й и 7-й классы – 28 часов (всеобщая история), 57 часов (история России), 17 часов (история нашего края). В 8–9-х классах изменения предусмотрены с 1 сентября 2026 года: для 8-х классов отводится 34 часа на всеобщую историю и 68 часов на историю России; для 9-х классов – 23 часа на всеобщую историю и 45 часов на историю России.
С 1 сентября 2025 года – в 6–7-х классах обществознание не изучается; в 8–9-х классах число часов, рекомендованных для изучения предмета, остается без изменений. С 1 сентября 2026 года школьники начнут изучать обществознание только в 9-м классе.
12 марта 2025 года Институт содержания и методов обучения проведет «Методическую среду ИСМО» по разъяснению требований приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 9 октября 2024 года № 704.
Приказ Минпросвещения 704: изменения
Минпросвещения России выпустило приказ от 9 октября 2024 года № 704, который внес изменения в федеральные образовательные программы. Эти изменения вступят в силу с 1 сентября 2025 года и направлены на снижение учебной нагрузки, повышение качества образования и улучшение планирования учебного процесса. Давайте разберемся, что это значит на практике.
1) Во-первых, приказом установлено, что общее количество контрольных работ, включая всероссийские проверочные работы (ВПР), не должно превышать 10% от всего объема учебного времени. Это позволит избежать перегрузки учеников и сбалансировать учебные и проверочные мероприятия.
- Длительность контрольной работы составляет от одного до двух уроков (не более чем 45 минут каждый).
- Длительность практической работы, включая лабораторные, интерактивные и иные работы и не являющейся формой контроля, составляет один урок (не более чем 45 минут).
2) Во-вторых, документом закреплен перечень проверяемых требований (кодификатор) к метапредметным и предметным результатам. Теперь четко определены критерии, по которым будет оцениваться успешность освоения программ, что позволит унифицировать процедуры оценки на федеральном и региональном уровнях. Так, например, определены критерии Познавательных УУД: логические действия, выявление закономерностей и установление причинно-следственных связей.
3) Кроме того, программы обучения теперь синхронизированы с государственными экзаменами — ОГЭ и ЕГЭ. По каждому предмету выделен список элементов содержания, которые будут проверяться на экзаменах. В то же время у школ остается возможность корректировать поурочные планы в пределах установленных норм, определяя количество оценочных процедур и их расположение в расписании.
4) В новом приказе Минпросвещения России представлено подробное поурочное планирование для каждого учебного предмета, что позволяет более четко структурировать процесс обучения. Теперь учителя могут следовать заранее утвержденным темам уроков, адаптированным к новому образовательному стандарту.
Обществознание и история с 1 сентября 2025
Изменения в изучении истории и обществознания с 1 сентября 2025 года будут следующими:
5-й класс:
- 68 часов будет выделено на изучение всеобщей истории.
- 34 часа — на историю своего края.
6-й класс:
- 28 часов для изучения всеобщей истории.
- 57 часов на изучение истории России.
- 17 часов на историю края.
7-й класс:
- 28 часов — на всеобщую историю.
- 57 часов — на историю России.
- 17 часов — на историю своего края.
8-й и 9-й классы (с 2026 года):
8-й класс:
- 34 часа на всеобщую историю.
- 68 часов на историю России.
9-й класс:
- 23 часа на всеобщую историю.
- 45 часов на историю России.
Обществознание с 9 класса:
С 1 сентября 2026 года обществознание начнут преподавать с 9-го класса.
Изменения в ФРП
В новом приказе Минпросвещения России представлены изменения в федеральных рабочих программах (ФРП) по различным учебным предметам. Вот основные моменты:
- Русский язык: добавлено поурочное планирование, требования к результатам обучения, а также элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ. Теперь легче отслеживать, какие темы необходимо будет сдавать на экзамене.
- Литература: аналогично русскому языку, введено поурочное планирование и требования для ЕГЭ. Это поможет ученикам и учителям более структурированно подойти к подготовке.
- Родные языки и литература: появилась возможность корректировать общее количество часов, и некоторые модули, такие как «Толерантность», были заменены на «Уважение» или исключены вовсе.
- Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский, китайский): добавлен кодификатор требований и возможность корректировки часов, что позволит образовательным организациям гибко подходить к углубленному изучению языков.
- Математика: введены требования для ЕГЭ, а для углубленного уровня появилось новое содержание по курсу «Вероятность и статистика». Это обновление позволит лучше готовиться к экзаменам.
- Информатика: добавлены требования к результатам освоения программы и возможность корректировки часов для углубленного изучения. Это делает предмет более гибким и адаптированным к нуждам учащихся.
- Физика и химия: также добавлены требования для ЕГЭ, что поможет в подготовке к экзаменам.
- Биология: введены кодификаторы требований, которые будут проверяться на ЕГЭ, что сделает подготовку более целенаправленной.
- История: обновлено поурочное планирование, что поможет более четко структурировать изучение предмета и подготовку к экзаменам.
- Обществознание: добавлены поурочные планы для 10 и 11 классов, а также требования для ЕГЭ. Это сделает процесс обучения более понятным и последовательным.
- Физическая культура: введена новая редакция модулей, таких как «Самбо», «Гандбол», «Хоккей», «Городошный спорт» и даже «Компьютерный спорт», что делает уроки более разнообразными.
- Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ): корректировки в модуле «Безопасность в социуме» и добавление поурочного планирования обеспечат учащимся более современное и актуальное обучение.
- Рабочая программа воспитания: внесены изменения в модули «Классное руководство» и «Профориентация», что поможет более эффективно работать с учениками в плане их воспитания и подготовки к профессиональной деятельности.
Эти изменения делают образовательные программы более гибкими, адаптированными к современным требованиям и помогают готовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ и дальнейшей жизни.
Переход на федеральные ООП с 01.09.2023 года
С 1 сентября 2023 года школы переходят на новые федеральные основные образовательные программы. Это единые программы обучения, они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования (Федеральный закон от 24.09.2022г. №371-ФЗ)
это единые программы обучения. Они устанавливают обязательный базовый уровень требований к содержанию общего образования. Образовательные учреждения обязаны перейти на них с 1 сентября 2023 года (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ).
ФООП дошкольного общего, начального общего, основного общего и среднего общего образования одобрены Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию
Федеральная образовательная программа начального общего образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральная образовательная программа основного общего образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральная образовательная программа среднего общего образования.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральная адаптированная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с ОВЗ.pdf (скачать) (посмотреть)
Федеральный закон "О внесении изменений в ФЗ Об образовании и ст 1 ФЗ об обязательных требования в РФ" от 14.09.2022г..pdf (скачать) (посмотреть)
Письмо Минпросвещения России от 16.01.2023г. № 03-68 О направлении информации (О введении федеральных основных общеобразовательных программ).pdf (скачать) (посмотреть)
Информация о введении ФООП.pdf (скачать) (посмотреть)
Об особенностях введения ФООП.pdf (скачать) (посмотреть)